Большое разнообразие, а также количество автомобилей, выпускаемых ПАО «Камаз», ставит остро вопрос обеспечения их различными запасными частями. Техника рассчитана на эксплуатацию в широком интервале допустимых температур воздуха – начиная от минус 45 градусов в нижних значениях, и до плюс 40 градусов Цельсия в верхних значениях, при запыленности окружающего воздуха до одного грамма на кубический метр, на высотах не выше трех тысяч метров над уровнем моря. Линейка выпускаемых автомобилей условно делиться на две большие группы. К представителям первой группы относится техника, предназначенная для эксплуатации на дорогах любых категорий, с осевой нагрузкой до шести тонн. Сюда относится автомобиль-тягач Камаз-5320, оснащенный бортовой платформой, имеющий грузоподъемность до восьми тонн, седельный тягач модели 5410, эксплуатируемый с допустимой нагрузкой на сцепное устройство до восьми тонн, автомобиль самосвал модели 55102, имеющий грузоподъемность до семи тонн, и оборудованный платформой, позволяющей осуществлять разгрузку на боковые стороны, другие модификации. Представители второй группы, это техника, в основном предназначенная для эксплуатации по дорогам, относящимся к первой – третьей категории, допускающая нагрузку на ось до восьми тонн. Это такие распространенные модели как Камаз-5511, одиночный самосвал, перевозящий до десяти тонн груза, оборудованный ковшовым кузовом с задней разгрузкой, его усиленный вариант 55111 берущий нагрузку до тринадцати тонн и допускающий осевую нагрузку до десяти, тягач 53212, оборудованный бортовой платформой, берущий до десяти тонн груза, предполагающий его использование с прицепом полной массой четырнадцать тонн, седельный тягач модели 54112, рассчитанный на работу с полуприцепом, имеющим полную массу до двадцати шести тонн, допускающий нагрузку на седло не более одиннадцати тонн, другие модели. В последнее время появились новые, более мощные модели грузовиков. Большое разнообразие номенклатуры запчасти Камаз получили также в результате производства транспорта разных экологических стандартов, начиная с «ЕВРО» и более высоких. Прежде всего, это коснулось комплектации машин новыми двигателями, в том числе иностранного или совместного производства, а также большим разнообразием модификаций двигателей производства ПАО «Камаз». Так, с 2006 года усилиями корпорации «Cummins Inc.» и общества «Камаз» создано совместное коммерческое предприятие «Cummins Kama», занимающееся выпуском двигателей Cummins для комплектации автомобилей. Основные производственные мощности предприятия размещены за рубежом, в Китайском городе Синай. Традиционно запчасти Камаз в основной своей массе производятся на дочернем предприятии – ООО «АвтоЗапчастьКамаз». Изделия, выпускаемые на этом предприятии, соответствуют всем установленным технологическим требованиям и стандартам головного предприятия, что, в свою очередь, безусловно, является гарантией их безотказной, длительной работы. «АвтоЗапчастьКамаз» имеет эксклюзивное право реализовать запасные части, двигатели на территории Российской Федерации. Созданное в апреле 2011 года, предприятие имеет главную цель - формирование и развитие системы управления сбытом продукции, противодействие контрафактному рынку запасных частей. Одной из основных, приоритетных задач данного предприятия является сокращение задержек, общих сроков поставки оригинальных запчастей для грузовой техники конечным пользователям, мониторинг рынка, минимизации дефицита продукции. Работу в этом направлении предприятие «АвтоЗапчастьКамаз» осуществляет благодаря современным принципам работы с сетью дилеров, поставляющих товары в сети оптового сбыта, магазины разного уровня, различные автомобильные рынки. Предприятие имеет современную логистическую систему, позволяющую обеспечивать рынок качественной и своевременной продукцией. Имея большое разнообразие модельного ряда выпускаемой продукции, ПАО «Камаз» устанавливает на автомобилях комплектующие узлы и детали, производство которых имеет широкую географию, и осуществляется различными отечественными, а также зарубежными компаниями. Среди лидеров в этой области следует выделить такие как Производственно коммерческую фирму «КамАгрегат-Сервис», производящую для Камаза тормозные колодки и накладки; ООО «НПО «РОСТАР», выпускающее широкий ассортимент узлов и деталей подвески, механизмов переключения передач, элементов гидропривода сцеплений и других комплектующих; предприятие «Трансмиссии от А до Я», поставляющие сцепления, а также комплектующие к ним; ЗАО «Рославльский автоагрегатный завод», производящий компоненты тормозной аппаратуры для автомобильной техники; ПАО «Полтавский автоагрегатный завод», продукцией которого являются элементы тормозных систем; ОАО «Борисовский завод «АвтоГидроУсилитель», основная продукция которого элементы рулевого управления, а также механизмы подъема кабины; ОАО «Синельниковский рессорный завод», поставляющий для транспорта рессоры, их элементы; ОАО «Ярославский завод дизельной аппаратуры», традиционно снабжающий технику топливной аппаратурой; завод «Автоприбор», на долю которого приходиться все приборное и контрольно-измерительное оборудование; ОАО «Автоагрегат», продукция которого представляет широкий ассортимент фильтров, а также сменных фильтрующих элементов для двигателей; ООО «Теплостар», комплектующий транспортные средства подогревателями различных модификаций. Представители зарубежных компаний – Чешская компания «CZ a.s.», производящая турбокомпрессоры; компания «BOSCH» - поставщик топливной аппаратуры; компания «Cummins Filtration» выпускающая различные фильтры марки Fleetguard для двигателей; Компания «WABKO», на долю которой приходиться большая часть элементов тормозных систем, приводов сцеплений; компания «E.SASSONE» - поставщик комплектующих для сцеплений; «SACHS» - поставщик сцепления для техники; компания UAB «PanevezioAurida», поставляющая компрессоры для комплектации автотранспортной техники. Сегодня предприятие выпускает силовые агрегаты, в комплектации которых предусмотрены КПП с делителем или без делителя. Коробки без делителя передач в обозначении имеют индекс 14, коробки с делителем индекс 15. Комплектующие для агрегатов последней группы являются усиленными, в силу чего обладают рядом преимуществ на фоне своих обычных аналогов. Отличия усиленных деталей это большие размеры (высота зубьев, шлицев), что обеспечивает большие расчетные нагрузки при эксплуатации. В усиленных агрегатах применяются без шпоночные соединения шестерен с валами, где большие передаваемые усилия обеспечиваются большими натягами. Для правильного подбора, а также взаимозаменяемости, все оригинальные запчасти Камаз имеют единую семизначную систему обозначений. Согласно этой системы цифры, отделенные от основного номера тире (либо точкой), обозначают модель автомобиля, две первые цифры в маркировке соответствуют обозначению номера группы, следующие две цифры – классифицируют номер подгруппы, наконец, три последние цифры в маркировке - служат обозначением порядкового номера детали либо сборочной единицы в изделии. Все запчасти Камаз в своем обозначении могут содержать приставки. Если первая цифра в числе приставки - ноль, то это обозначает взаимозаменяемость данного элемента с выпускавшимся ранее, под таким же каталожным номером, но без приставок. Приставки, первая цифра которых не ноль, напротив, являются признаком не взаимозаменяемости с изделиями, выпускавшимися ранее. Детали или узлы, содержащие в своем номере приставки с буквой «А», указывают на то, что продукция модернизирована, но являются взаимозаменяемой с точно такими же узлами или деталями, выпускавшимися ранее. Если в приставках на первой позиции стоят буквы «Б», «В» или другие, то данные запчасти являются не взаимозаменяемыми с запчастями производимых ранее конструкций. Крепежные детали имеют восьмизначный номер, имеющий в своем составе знак косой дроби «/», который делит номер на три части. Первая часть номера – это фиксированный отличительный индекс (например, цифра «1» обозначает что это «шайба»); вторая часть – это основной номер элемента, классифицирующий ее по основным характеристикам, (форме, размерам); последняя часть номера, состоит из двух цифр, первая цифра из которых является шифром, обозначающим материал, вторая – шифром, указывающим на покрытие (например, шифр материала «0» - обозначает сталь40, «4» - латунь, «6» - медь, «8» - неметаллические материалы, шифр покрытия «0» - обозначает, что крепежный элемент выполнен без всякого покрытия, «2» - данный крепежный элемент оцинкован и т. д.). Традиционно, вся номенклатура запчастей для техники разделяется на группы, эта классификация соблюдается также в каталоге товаров компании «Арсенал-Авто». Так весь перечень выпускаемых запчастей делится на следующие группы: моторная группа; система питания двигателя; сцепление; система охлаждения двигателя; система обеспечения воздухом и отвода отработавших газов; раздаточная коробка; коробка переключения передач; карданные валы; задний мост; передний мост; средний мост; седельное и сцепное устройство; подвеска автомобиля; рама автомобиля; ступицы, колеса; передняя ось; тормозная система; рулевое управление; спецоборудование; коробка отбора мощности;двери, кабина, отопление кабины; кузов, гидроподъемник; оперение; прочие элементы. Конструктивно все запасные части делятся на детали, сборочные единицы, а также агрегаты. Особо стоит вопрос качества, которое имеют предлагаемые на рынке запчасти Камаз. Анализ ситуации по работе сервисных центров, причин обращения и отказов техники за 2012 год показывает, что подавляющая доля отказов и поломок вызвана применением для ремонта продукции контрафактного производства. Приобретая не оригинальный, дешевый товар Вы, экономя на первом этапе денежные средства, подвергаете свой автомобиль серьезному риску возникновения более сложных поломок и отказов техники. Особенно, если это касается сложных и ответственных узлов и агрегатов – двигателя, трансмиссии транспортного средства, механизмов рулевого управления, рабочей и аварийной тормозных систем, либо, как минимум, это приводит к более частым заменам данного узла или детали, что также влечет дополнительные денежные затраты. Производители «серой», не оригинальной продукции, в погоне за ее низкой себестоимостью, грубо нарушают технологию производства, изготавливают ее из материалов низкого качества, с низкими показателями прочности, надежности, что приводит к ее быстрому износу и отказу. Известны случаи хищения с завода партий бракованной продукции, поступающей затем на «серый» рынок. В свою очередь руководство компании предпринимает все усилия для пресечения подобных явлений. «Скупой платит дважды», эта народная мудрость относиться к любому товару, запчасти Камаз не являются исключением. Качественный товар не может быть дешевым, поэтому для надежной и безотказной работы вашего автомобиля, покупайте нужные Вам запасные части для ремонта автомобиля только в специализированных магазинах, с проверенной временем репутацией. Наша компания предлагает Вам детали и агрегаты только оригинального заводского изготовления, отвечающие абсолютно всем необходимым требованиям по их надежности и качеству.